Михаил Захаревич: «Первым меценатом «франковцев» был Симон Петлюра»

10 миллионов дохода за прошлый год, прекрасные отношения со Счетной палатой и шесть премьер прошлого сезона — хороший показатель для директора театра.

Театр, который работает 90 лет подряд (нынешний сезон «франковцев» — юбилейный), — своеобразный клейнод нации. Впрочем только изредка спадает по мнению, что такой театр — это, кроме всего, еще и предприятие. Журналист встретилась с генеральным директором Национального академического драматичного Театра им. И. Франка Михаилом Захариевичем и расспросила его о бухгалтерской стороне творческого процесса, прозаичных вещах, которые «кормят» гениальных артистов и технический персонал, обо всех нюансах финансово-правовых отношений с налоговой. Получив столько информации, кажется, время самой заняться театральным менеджментом, но в театральном деле, за кулисами спектаклей, психологических «представлений» среди труппы, организационного процесса столько нюансов, что справиться с ними может только опытный администратор. Какой знает все ходы и выходы в Министерстве культуры, умеет заинтересовать банк или богатое ЗАО, разыграть сложную финансовую партию без патов и цейтнота, заполнить зал и организовать гастроли. Михаил Захаревич — уникальный театральный директор, артистический профи.

Финансовые отношения театра и государства

— Михаил Васильевич, расскажите о вашем менеджерском толковании понятия «театр»?

— Театр — творческое предприятие. Коллектив, сформировав определенный продукт, реализует его и таким образом получает доход. Впрочем театр постоянно действует в соответствии с утвержденным Уставом, является юридическим лицом и имеет собственное наименование: Государственное предприятие «Национальный академический драматичный Театр имени Ивана Франка». Да, основателем театра является государство (в лице органа управления, уполномоченного Кабинетом Министров Украины), руководство же им осуществляет тандем: художественный руководитель и генеральный директор. С Богданом Ступкой на капитанском мостике мы уже вместе восемь лет (оба работаем по контракту с Министерством культуры и туризма).

— Днем рождения театра считается вечер первой премьеры?

— Именно так. 28 января 1920 года в Виннице «франкивци» презентовали зрителям свое первое представление — «Грех» за Владимиром Винниченком. В Киеве же (и в теперешнем помещении) театр — с 1926 года. Однако, думаю, мы будем праздновать 90-риччя в Международный день театра — 27 марта. Теперь хотим, чтобы зритель запомнил наш 90-й сезона.

— До каких размышлений склоняет юбилей?

— Собственный опыт (а это 42 года служение театру) и анализ деятельности «франкивцив» на протяжении девяти десятилетий дают основания заметить: государство еще в 1920-х годах поняла, что театр может быть ее рупором, и, чтобы вынудить его работать в этой роли, начала прилагать определенные усилия, пользуясь идеологическими, финансовыми, а впоследствии — и репрессивными средствами. За период «господства» советской власти чиновники «создали» свыше тысячи предписывающих документов, которыми направляли художников. Были и конкретные постановления относительно конкретных театров. Применив репрессивные методы касательно Леся Курбаса, государство заставило руководителей других театров быть покладистыми (выполнять ее указания); не гнушалась она и экономическими факторами.

— В истории Театра имени Франка таких фактов много?

— Да. Известно, что, родившись в Виннице, Театр Игната Юри работал как стационарный в Харькове, а затем государство перевело его к Киеву.

Немногие знают, что первым меценатом «франковцев» был Симон Петлюра. Игнат Юра, окрыленный денежной поддержкой Петлюры, поехал в Винницу, встретил там Амвросия Бучму с его театром, и, в конечном итоге, два коллектива злились в один. Новый театр некоторое время работал в Виннице под руководством Бучмы, а затем коллектив избрал кормчим Юру. Игнат Петрович надеялся, что театр получит стационарное помещение, однако Петлюра передал сооружение Николаю Садовскому. Оскорбленный Юра поехал вместе с труппой к Черкассам, но, не намереваясь остаться там, впоследствии вернулся в Винницу. Именно во время работы в Черкассах Театр имени Франка и начал обслуживать интересы государства: она отправила его сначала в Кременчуг, потом — в Донбасс и Харьков. Однако уже в самом начале (делегируя «франковцев» в Кременчуг) государство очертило определенные принципы финансового учета: указала, кто должен его вести, какие суммы и куда театр должен перечислить как обязательные, определила количество бесплатных билетов.

— Такое «налоговое давление» было до силы театру?

— Доходная часть «бюджета» театра была скромной, а расходы — достаточно большими, потому во время таких «гастрольных туров» театр страдал. Это доводят материалы Государственного архива Винницкой области, а также документы фонда Государственного музея театрального, музыкального и киноискусства Украины.

— Какие налоги платит театр в настоящее время?

— Во-первых, НДС (20 процентов от дохода). Во-вторых, налог на прибыль («франковцы» — единственный среди других театров коллектив, который, кроме НДС, перечисляет в казначейство и этот «оброк»). Бывает, что за год мы платим государству 200-300 тыс. грн. самого только налога на прибыль. Например, заработав 1000 грн., на собственную деятельность имеем 30 процентов, остальные — обязательные платежи.

Когда в свое время государство поставило перед театрами задание зарабатывать по меньшей мере десять процентов от своих расходов, мы зарабатывали пятьдесят! Теперь через инфляцию — через повышение должностных окладов — этот показатель снизился.

Искусство зарабатывать самостоятельно

— Как театр получил право на хозрасчетный счет?

— В советское время (в 1987 году) в театральной области был поставлен эксперимент: пять (а впоследствии это число увеличили до семи) театров перешли на новые условия ведения хозяйства, получив возможность собственными усилиями формировать прибыль и направлять ее в фонд социального развития (дотацию, вне того, засчитывали в доходную часть). Тогда я работал в Запорожском театре, и меня как представителя периферийных театров пригласили к московской рабочей группе, которая разрабатывала новые условия ведения хозяйства (нужно сказать, специалисты признали их чрезвычайно эффективными). Эксперимент подарил возможность начать хозяйничать, к нему финансовые работники театров были фактически бухгалтерами (имели одне-едине право: создавать планы и их выполнять). в 1989 году на новые условия ведения хозяйства чиновники перевели все театры. Однако 1999-го, когда наступило время отчитываться перед государством, только «франкивци», продемонстрировав эффективность хозяйственной деятельности своего театра, смогли аргументировать целесообразность новых условий ведения хозяйства.

— Теперь финансовые возможности украинских театров чрезвычайно разные: много весят статус (национальный, областной, городской) и «место регистрации» заведения культуры. В то же время 70-80 процентов финансовых поступлений чуть ли не каждого театра — это бюджетное финансирование.

— Ежегодно театр разрабатывает и подает государству на рассмотрение проект бюджета, где представляет доходная и расходная части, а также план постановок в следующем году. Государство формирует общий годовой проект бюджета и, в свою очередь, подает его в Министерство финансов. После проработки проекта Минфином и утверждение Верховной Радой Министерство культуры и туризма доказывает нам к выполнению конкретные размеры субсидий и трансфертных расходов.

Помощь государства для нас важна, поскольку бюджетные средства — это фактически заработная плата работникам театра; государство же помогает удерживать основные фонды (помещение, его ремонт и все такое). Кроме того, раз в году мы получаем государственный заказ на создание того или другого представления. Правда, стопроцентного финансирования государство еще ни разу не выделило: например, на постановку «Легенды о Фауста» от государства мы получили 100 тыс. грн., а потратили — почти 500 тысяч. Кроме «Легенды…», прошлого сезона мы презентовали еще шесть премьер, которые подготовили полно собственным средством.

— Сколько лиц в штате театра?

— Цитирую акт Счетной палаты, составленный по результатам проверки использование государственных средств на протяжении 2007-го, 2008-го и первого квартала в этом году: «В соответствии с Отчетом из труда за 2008 год, фактическая учетная численность штата работников — 457 лиц». В акте, кроме того, отмечено, что деятельность театра является эффективной, а использование государственных средств — обоснованным и целесообразным.

— Закон Украины «О театрах и театральном деле» (2005) облегчает жизнь?

— Финансовые отделы театра не очень радуются по поводу его принятия. В Законе коротко отмечено, мол: театр может быть предприятием. Поэтому мы работаем как предприятие, но в то же время получаем дотацию от государства. Из-за этого финансовые органы, которые контролируют нашу деятельность, театр и к бюджетным организациям, и к предприятиям: из крокодила и козла сделали «крокоцапа».

— Впрочем на мастерстве зарабатывать это не отразилось.

— Доход за прошлый год составил свыше 10 млн. грн. Доходную часть формируем из средств, которые получаем от продажи билетов, программок, аренды транспорта, сценических площадок. К тому же театр постоянно ищет меценатов.
Плюс юбилей долгостроя

— Когда «франкивци» откроют Малую сцену, строительство которой было начато 20 лет тому назад?

— Богдан Сильвестрович даже шутит, мол, еще один юбилей театра… Мы ее почти достроили. Не раз разные предприниматели обращались с предложениями разрушить этот «долгострой», чтобы свести что-то новое. В свое время специально созданная государством комиссия изучала целесообразность развала незавершенного здания и сводки на ее месте многоэтажного современного сооружения. Мы тогда заявили, что строительство высотного дома рядом с театром станет ударом для заведения культуры. На наше счастье, комиссия пришла к выводу, что разрушение «долгостроя» нецелесообразно. Если бы она приняла другое решение и мы разрушили Малую сцену, в настоящее время рядом с театром стояли бы сразу две недостроенные (через кризис) сооружения. Вместо этого — одна, но фактически на 90 процентов завершенная (ее общая площадь — свыше 2000 квадратных метров). Год назад мы спасли здание, исправив кровлю фактически собственным средством, потому что государство на тот момент оказалось несостоятельным предоставить финансирование. Те средства, которые на протяжении 20 годов она перечисляла театру на достройку этого объекта, мы использовали весьма эффективно, потому вскоре Малая сцена (а ее сводка была начата вместе с сооружением выставочного зала на улице Институтской, Детской юношеской библиотеки на улице Горького и новым корпусом Университета имени Ивана Карпенко-карого на Львовской площади) станет единственным примером доказанного до завершения строительства и рационального использования государственных средств. Завезем оборудование — пригласим зрителей.

ДОСЬЕ

Михаил Захаревич — актер, менеджер, доцент Национального университета театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого. Закончил Харьковский институт искусств (1972), Московский институт повышения квалификации работников культуры (1989). Лауреат художественной премии им. М. Кропивницкого (1998). Народный артист Украины (2004).

С 1972 по 1992-й — актер и директор Запорожского областного театра им. Г. Щорса. 1995-2000 гг. — первый заместитель министра культуры и искусств. 1992-1994 гг., а также из 2000-го и доныне — генеральный директор Национального академического драматичного Театра им. И. Франка.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.