Галицкие соколы — в небе Украины

Творцом авиации Западно-украинской Народной Республики был сын большого писателя Петр Франко

В ночь с 31 октября на 1 ноября 1918 года, когда Австро-венгерская империя распадалась по швам, как старый тулуп, украинские воины без всякого выстрела, без всякой капли крови перебрали власть во Львове и провозгласили образование Западно-украинской Народной Республики. Поляки вскоре опомнились, и началось жестокое военное противостояние. Украинские воины, сечевые стрелки мужественно защищали и Галичину, и Большую Украину.

Уже в грудных в 1918 году главнокомандующий Украинской Галицкой Армии полковник Игнат Стефанив поручает поручителю Петрове Франку, сыне большого Каменяра, создать авиационный отдел новорожденной армии. Петр Франко родился в Нагуевичах на Львовщине 28 июня 1890 года. Закончил Украинскую академическую гимназию и “Львовскую политехнику”. Был пропагандистом физического воспитания, членом молодежного спортивно-патриотического общества “Сокол”. С началом Первой мировой войны добровольно заявляет о своем желании к Легиону украинских сечевых стрелков. Воевал умело и доблестно. в 1916 году в Сарае успешно закончил Летунскую школу. Потому именно Франку поручили сформировать первый авиационный отряд УГА. На мая 1919 года авиация УГА составляла 50 летательных аппаратов. Это австрийские “Бранденбурги”, немецкие “Фокеры”, французские “Ньюпоры”. Аэродромы были расположены во Львове, Красном, Стрыю. Тернополе, Станиславе. При авиации УГА существовал подраздел привязанных воздушных пуль “Путобаленная сотня”. Это формирование под командованием подполковника Казачество прибыло в Галичину в марте 1919 года из Надднепрянщины. На вооружении были два французских аэростата “Персеваль”. Их использовали для разведки позиций противника и коррекции артиллерийского огня. При отступлении УГА за Збруч аэростаты были уничтожены… На украинских самолетах были нанесены опознавательные знаки в виде нарисованных желто-синих кругов на крыльях и трезуба на фюзеляже или хвостовом оперении. Летуни на концах ковнира носили особенные отличия в виде пропеллера, а на рукавах, немного выше локтя, такой же знак в ромбовидной нашивке. Поверх военной куртки одевали кожные куртки, в холодные и зимние дни — подбитые мехом. На голову одевали шлем с защитными элементами из натуральной пробки.

На счете авиаторов УГА было 16 сбитых польских самолетов, в том числе самолеты двух американских асов эскадрильи имени Костюшка, сформированной в США. Сам Петр Франко осуществил около 50 боевых вылетов. Бомбил польские позиции под Львовом, кадетскую школу, электростанцию. Осуществлял разведывательные полеты. Среди галицких летунов были россияне, двое осетинов, эстонец, австриец… Украинские летуны преобладали врага в своей боевой выучке. Авиацию двух армий УГА и УНР возглавлял полковник Виктор Павленко.

4 января 1919 года во время одного из полетов “Альбатрос” Петра Франка было подбито. Он чудом остался живым. Но попал в польский плен, в концлагерь под Краковом. У польского охранника за золотой перстень Франко выкупает польский однострой и в нем убегает из лагеря. Через Прагу, Вену, Будапешт, Карпаты, Станиславив добрался в Красное и 21 января 1919 года продлил командование авиацией УГА.

Скачать сериалы о той войне можно в Интернете.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.