Игра судьбы. Первая телепятилетка

Жизнеописания выдающихся украинцев от студии «Виател».

На протяжении пяти лет на «5-ом канале» выходит документальный цикл «Игра судьбы». Отдельные его фильмы демонстрировали Первый Национальный, «Интер+», «Культура Праги«, многочисленные региональные каналы. 20 апреля в столичном Доме кино студия «Виател» — производитель исторически-биографических жизнеописаний известных украинцев и личностей, судьба которых связана с Украиной, — кинофильмом «Богдан Хмельницкий» представила 50-го героя «Игры судьбы». Телевариант ленты (десять серий) зрители «5-го канала» имели возможность увидеть несколько месяцев назад.

Основатель студии «Виател» — кинорежиссер Василий Витер. На протяжении 16 лет под его орудой киноспециалисты-единомышленники создали около 120 фильмов. Долговременным оказалось производство кинотрилогии о возрождении храмов : «Успенский собор» (2000), «Михайловский Золотоверхий» (2002), «Владимирский собор в Херсонеси» (2005), которую фильмировали с 1997 по 2005 годы методом кинонаблюдения. Эти фильмы (они сняты на кинопленку) стали первыми в истории украинского кинематографа кинолентами, созданными в формате Dolby digital и на новых носителях (DVD). в 2008 году совместно с Государственной службой кинематографии Министерства культуры и туризма Украины студией был создан полнометражный документальный фильм «Михайловский Золотоверхий монастырь. 900 лет». В целом в цикле «Возрождения культурных достопримечательностей» — 10 фильмов.

Сериал «Игра судьбы» начали снимать 2005-го. Некоторые его фильмы — многосерийные, потому общее количество лент теперь складывает 79 работ. Героями телерассказов были Тарас Шевченко, Иван Мазепа, Леся Украинка, Иван Франко, Мария Заньковецка, Лесь Курбас, Владимир Вернадский и много других выдающихся личностей.

Телевизионная версия «Богдана Хмельницкого» — это продукт, общая длительность которого складывает около трех часов. Авторы, собственно, ее и взяли за основу, создавая киносказание о гетмане. Впрочем, по словам режиссера, исходный замысел «сшить» десять серий в одно целое пришлось отбросить. Новый формат фильма «Богдан Хмельницкий» рождался медленно: творческая группа ткала кино из «телеканвы» без спешки, пытаясь в киноверсии представить палитру чувств героя и не обойти каноны драматургии.

«В театральном искусстве есть формат «монопредставление», мы же в кино создали «монофильм», правда, прибавив иконографический материал и компьютерную графику, — объяснила Галина Криворчук, директор студии «Виател». — С самого начала сериалу наша творческая группа заявила специфический документальный жанр — с ведущей. А в фильме «Богдан Хмельницкий» на Наталье Сопит — или не наибольшая, сравнительно с другими работами «Игры судьбы», ответственность. В течение почти двух часов она держит зрителя в неослабном драматическом напряжении».

Творческая группа надеется, что основным местом показа фильмов циклу «Игра судьбы — дизайн интерьера» будет оставаться телеэфир. Приоритетное право демонстрации премьерных серий принадлежит «5-у каналу».

Василий Витер, основатель и президент студии «Виател»:

— Главный принцип, которым мы пользуемся, берясь за тот или другой новый фильм «Игры судьбы», тождественный желанию рассказать о лице, которого уже нет с нами. Наши герои — это люди, которые не в состоянии отблагодарить за свой «пиар». В конечном итоге, «Виател» предпочитает говорить о тех, кто совершил что-то доброе на украинской земле, для украинской земли, ее народа (безразлично: герой — уроженец здешних городов и сел или, так сказать, человек заезжая; мы не выделяем национальность, вероисповедание героя).

До создания фильма о Богдане Хмельницкого лично меня побуждала история его частной жизни: хотелось показать уникального гетмана как частного лица, которому судьба приказала жить в водовороте драматических (а временами и трагических) событий. Удивительным образом все совпало: пятидесятый герой — Богдан Хмельницкий. Интересно, что в целом, чтобы создать киноверсию, пришлось приложить такие же титанические усилия, как и во время производства фильма, посвященного другому гетману, — Иванове Мазепе.

Работа над лентой «Богдан Хмельницкий» длилась около пяти лет, по меньшей мере на протяжении трех из них мы сосредоточенно изучали документы, публицистические, документально-исторические произведения (отчасти даже беллетристику) разных стран, архивов. Впрочем, чтобы избрать материал для видеоряда, проработали абсолютно отдельный массив информации, выучив тогдашнюю эпоху за достопримечательностями живописи, работами иконографии. К моему пребольшому удивлению, успехом завершились поиски интерьеров : оказывается, в Украине доныне остались интересные места для локации съемок картин о Богдане Хмельницкого.

Отдельная благодарность — работникам музеев и архивов : их стоит считать волонтерами-пропагандистами наших фильмов. Снимая малобюджетные ленты, наша студия в состоянии платить за помощь небольшие (символические) суммы, однако, невзирая на это, ни один музей, ни один архив не отказал нам в содействии.

На протяжении кризисного, 2009-го, году мы смогли снять шесть картин из цикла «Игра судьбы». Следующую премьеру — фильм «Остап Вишня» — планируем показать в сентябре 2010 года на «5-ом канале». Мечтаю создать трилогию о выдающихся украинских художниках, моих учителях — Николае Ивановича Мерзликина, Викторе Борисовича Кисина, а также их наставнике (ученика Леся Курбаса) — Михаиле Полиевктовича Верхацкого.

Наталья Сопит, ведущая проекта «Игра судьбы»:

— Для меня пятерка — счастливое число, в которое я верю. Надеюсь, этот год даст новый толчок для развития «Игры судьбы» : возможно, мы сможем больше поездить Украиной, возможно, приобщатся новые сценаристы. В конечном итоге, у нас уже достаточно большой «портфель сценариев», недостает только средств на экспедиции, в частности на поездку в Крым, чтобы снять о Чехове. Нашу работу неоднократно тормозила сложная финансовая ситуация: «Виател» работает, однако как ведущая я в последний раз снималась в мае прошлого года.

Вне того, в фильмах «Игры судьбы» я чувствую себя прежде всего актрисой, а уже потом — ведущей. Актриса же должна уметь перевоплощаться (даже тогда, когда герой — мужчина). Предел, за которым ведущая становится актрисой, конечно, существует. Режиссер, собственно, и контролирует ее, скеровуючи мою работу в кадре.

Как-то, пересматривая «Выше неба» — фильм «Игры судьбы», посвященный основателю космической отрасли Сергею Королеву, я долго плакала.. Мужчина тогда заметил: «Ты же работала в этой картине! Все знаешь»!. Дело в том, что, всматриваясь в «Игру судьбы» на экране, я каждый раз забываю о своем участии в съемках: чувствую себя исключительно зрителем.

По материалам сайта http://bolidos.com.ua.

Комментирование закрыто.