«Пациент», быстрее, полетит

Европейские заказчики самолета A400M, который является конкурентом нашего Ан- 70, согласились спасти проект от закрытия.

Когда европейская транснациональная компания «Аэробус» (Airbus) начала работу над созданием широко разрекламированного мощного военно-транспортного самолета A400M, запрос на машину таких возможностей был громадным. Официально проект стартовал 2003 года, и уже тогда из разных стран мира на приобретение нового самолета поступило около 200 заявок. С тех пор авиапарки заказчиков сносились еще больше, но взлелеянный в мечтах транспортник к ним так и не поступил. Вместо стать гордостью европейских авиастроителей, A400M едва не стал их наибольшим позором — уже сейчас реализация проекта отстает от графика на три года и нуждается во все больших финансовых вливаниях.

Хотите самолет? Давайте деньги!

Первые самолеты А400М должны были поступить заказчикам уже в 2009 году, но от начала реализация проекта происходила с явным отставанием. Но невзирая на это, материнская компания «Аэробуса» — концерн EADS — обещала поставить машины своевременно. Но в январе 2009-го европейские СМИ сообщили о технических просчетах, которых допустили разработчики, и страны-участники проекта согласились отложить выполнение заказа на более поздний срок. Хотя нервы выдержали не во всех. В ноябре прошлого года, не дождавшись выполнения заказа, Южноафриканская Республика отзывала свой заказ на восемь А400М. Еще раньше из проекта вышли Италия и Чили. Так из предыдущих 212 машин портфель заказов «Аэробуса» сократился до 184 самолетов на общую сумму больше 20 млрд. евро.

А в начале этого года «Аэробус» объявил, что вообще закроет проект A400M, если не получит дополнительного финансирования. Хотя расходы на создание военно-транспортного гиганта уже и так на 11 миллиардов евро превысили проектную смету и на это время представляют 25 миллиардов (ежемесячно на создание A400M тратят от 100 до 150 миллионов евро). В конце января исполнительный директор компании Том Ендерс заявил, что на продолжение работ нужно еще 7,6 млрд. евро. 3,2 миллиардов из этой суммы «Аэробус» согласился взять на себя, а остальные предложил разделить поровну между странами-заказчиками.

Реанимировали. Но состояние нестабильно

На встрече министров обороны ЕС, которая проходила на острове Майорка в Испании 24-25 февраля, была достигнута предыдущая договоренность о реанимации проекта. Главные заказчики и реализаторы — Германия, Франция, Испания, Великая Британия, Турция, Бельгия и Люксембург — согласились дополнительно выделить концерну 3,5 млрд. евро. И спасти проект от краха, а 10 тысяч работников, которые обеспечивают его реализацию, — от безработицы.

Собравшись днями в парижской штаб-квартире EADS, участники проекта А400М достигли окончательного согласия. В частности о том, что ради удешевления самолет будет не таким совершенным, как планировалось сначала. Например, пришлось отказаться от функции «прижатия» к земле, которая позволяла бы машине избежать фиксации враждебными радарами.

Согласно заключенному договору, на финансирование проекта будет выделено 2 млрд. евро непосредственного финансирования и 1,5 млрд. евро как финансовые гарантии в обмен на часть будущих экспортных продаж. Однако и теперь заказчики вряд ли могут вздохнуть с облегчением. По скептическим прогнозам экспертов, история из А400М на этом может не завершиться — не исключено, что через подорожание комплектующих и ресурсов стоимость проекта вскоре опять вырастет.

Наш Ан- 70 — более дешевый и лучший. Но Европе не подходит?

Для нас ситуация вокруг реанимации проекта европейского транспортного самолета представляет интерес прежде всего ввиду того, что А400М является конкурентом украинского Ан- 70. После сокращения военных бюджетов во Франции и Германии 1997-2002 годов и неопределенности с проектом военно-транспортного «Аэробуса» специалисты Европейского Союза изучали, насколько перспективными являются проекты такого типу в США, России и Украине. В обобщенном отчете отмечалось, что перспективные транспортники С-17А (США) и Ан- 70 (украинско-русский проект) и его экспортный вариант Ан-7Х значительно опережают самолет А400М за рядом тактико-технических показателей, в частности по критерию «полезная нагрузка/дальность полета», и полностью отвечают европейским стандартам. Европейские специалисты отмечали, что разработка Авиационного научно-технического концерна им. Антонова Ан- 70 где-то на 10 лет опережает проект А400М. Но тогда от приобретения украинского самолета решили отказаться — ради сохранения и развития потенциала европейской аэрокосмической промышленности. Относительно американских С-17А, то они дополнительно отпугивали еще и слишком высокой ценой.

После первого полета Ан- 70 в декабре 1994 года Украина упование на этот самолет большие, но партнеры подвели. Россия, которая сначала заявила о готовности приобрести 160 машин Ан- 70 для своих Военно-воздушных сил, позже сослалась на их якобы высоковатую цену и остановилась на собственных разработках-аналогах: Ил- 214, Ту- 330 и Ил-76МФ. Украинские ВВС сначала согласились закупить пять машин, но позже остановились лишь на двух.

Но перспективы Ан- 70 не такие уже и плохие. Американские, европейские и русские самолеты крепко заняли собственные ниши, но остается неосвоенным большой рынок стран третьего мира. И на нем Ан- 70 имеет все шансы, поскольку вдвое дешевле А400М и почти вчетверо — от аналогичных американских транспортников. К слову, 1 марта Кабинет Министров соответствующим распоряжениям запланировал на производство самолетов проходящего года 334 миллиона гривен. Какие, правда, еще надлежит выделить в Государственном бюджете, когда его проект наконец поступит на принятие в Верховную Раду.

Комментирование закрыто.