Подняться в небо, как когда-то

В Харькове создают копию самолета раритета, на котором сто лет тому назад летал пионер-авиатор Михаил Ефимов.

В марте исполнится 100 лет с тех пор, как на поприщах прежней Российской империи впервые поднялся в небо настоящий аэроплан. Выполнить эту почетную миссию судьба избрала пилота Михаила Ефимова, который до той поры уже успел прославиться за рубежом несколькими мировыми рекордами. Местом проведения полета стал Одесский ипподром при содействии местного аэроклуба. Крылатое дело этой общественной организации, похоже, процветает и поныне, поскольку ее теперешние основатели планируют масштабно отметить будущий юбилей. Для этого они и заказали студенческому конструкторскому бюро Национального аэрокосмического университета имени Жуковского (ХАИ) копию самолета раритета «Фарман-4».

Чертежа старого аэроплану конструкторы нашли в Харьковской библиотеке имени В.Короленко и у российского историка Г. Галле, который успел защитить по «Фарману-4» кандидатскую диссертацию. Внешне копия летательного аппарата очень подобна оригиналу — та же открыта кабина и минимум приборов. Сначала даже не верится, что настолько простая машина может вообще оторваться от земли. Сомнений добавляет и непритязательное управление, ведь направление движения самолета вверх или вниз регулируется всего лишь механической ручкой, а, чтобы повернуть налево или справа, достаточно нажать ногой на две педали внизу. Впрочем эта простота еще раз напоминает о мужестве пилотов, которые первыми пролагали путь человека в небо. Ведь, чтобы управлять таким самолетом, нужно действительно родиться пилотом.

Руководитель студенческого конструкторского бюро ХАИ Геннадий Хмиз говорит, что заказчик поставил перед ними задание создать не бутафорскую, а именно летательную модель «Фармана-4», потому ради безопасности пилотов копию пришлось немного модернизировать. Вместо прежнего двигателя «Гном» мощностью 50 конских сил поставили двигатель от «Мазды» седьмой модели. Для удобства также улучшили профиль, усилили лонжероны и пидкоси, а для надежности заменили деревянный каркас на металлический. Машина стала тяжелее оригинала, но намного более надежной. Как сообщили заказчики, «Фарманом-4» они планируют преодолеть не одно расстояние. В частности, в честь юбилея взлетают с Одессы к Киеву и назад, потому ради безопасности пилота и его двух пассажиров и отступили от оригинала. Будет работать аэроплан на современном топливе, которое тоже является конструкторским отступлением от первоосновы, ведь крылатые машины столетней давности заправляли касторовым маслом. Через специфический запах этой жидкости тогдашних пилотов можно было выделить и в многолюдной толпе.

Задание построить давний аэроплан харьковчане получили еще три года тому назад. Сейчас работа готова на 80 процентов. Над созданием современной копии работают как опытные конструкторы вишу, так и его студенты. Говорят, благодаря одесситам имеют добрую практику, которую в теперешних условиях, к сожалению, получить не так уже и просто.

…Михаил Ефимов поднялся в небо на аэроплане, построенном в мастерских своих учителей, — братьев Фарманив. Копию этой машины как раз и создают теперь харьковчане.

Полет окрыленного мечтателя

Легендарный полет Михаила Ефимова на одесском ипподроме вошел в историю как знаковое историческое событие. Дело в том, что в начале прошлого века кормчие Российской империи никоим образом не содействовали развитию крылатого дела, невзирая на то, что Европа в тот период переживала настоящий авиабум. Впереди всех была Франция, где возникло сразу несколько школ из подготовки пилотов. К одной из них, благодаря кабальному соглашению с одесским предпринимателем, попал и Михаил Ефимов. Не зная французского языка, без рубля в кармане, он не только образцово завладел летательным делом, но и сразу после экзаменов установил мировой рекорд длительности полета с пассажиром на борту. Поэтому предложение своих земляков устроить на одесском ипподроме первое в истории России авиашоу он принял в ранге уже известного пилота-рекордсмена.

Как писали тогдашние газеты, посмотреть на полет Ефимова горожане съезжались из самых отдаленных уголков города всеми возможными видами транспорта. Зрители заполнили доверху окружающее пространство, откуда можно было увидеть хотя бы очертание таинственного аэроплана. Пилот не разочаровал влюбленную у него публику, поднявшись в небо пять раз.

Комментирование закрыто.